ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Документы

Документы


Об утверждении программы «Развитие системы здравоохранения Нижневартовского района до 2012 года»

ДУМА НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                     

от 09.12.2009

г. Нижневартовск

                                                            № 111        

 

 

Об утверждении программы «Развитие системы здравоохранения Нижневартовского района до 2012 года»

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2005 № 102-оз «Об охране здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», от 28.02.2006 № 35-оз «О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Уставом района, в целях создания структуры системы здравоохранения на прочной базе первичного медико-санитарного обслуживания жителей Нижневартовского района, заслушав и публично обсудив проект программы «Развитие системы здравоохранения Нижневартовского района до 2012 года»,

 

Дума района

 

РЕШИЛА:

 

1. Утвердить программу «Развитие системы здравоохранения Нижневартовского района до 2012 года» согласно приложению.

 

2. Решение опубликовать в районной газете «Новости Приобья».

 

3. Контроль за выполнением решения возложить на постоянную комиссию по бюджету, налогам, финансам и социально–экономическим вопросам Думы района (О.Г. Дурова).

 

 

 

Глава района                                                                                       Б.А. Саломатин

 

Приложение к решению Думы района

от 09.12.2009 № 111

 

 

Программа

«Развитие системы здравоохранения Нижневартовского района

до 2012 года»

 

Введение

Программа «Развитие системы здравоохранения Нижневартовского района до 2012 года» (далее – Программа) разработана в соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в редакции от 24.07.2007), Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 21.07.2007), от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 02.10.2007), Законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.02.2006 № 35-оз «О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», от 11.11.2005 № 102-оз «Об охране здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (в редакции от 30.03.2009 № 25-оз), Уставом Нижневартовского района, на основе Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, (постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации»).

Программа включает семь подпрограмм:

«Улучшение состояния здоровья населения», «Профилактика», «Сокращение распространённости болезней и травматизма», «Дети», «Инвалиды и престарелые люди», «Коренные малочисленные народности» и «Ресурсы здравоохранения».

Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет муниципальный заказчик-координатор – муниципальное учреждение «Центральная районная больница муниципального образования Нижневартовский район».

         Реализация Программы направлена на согласование усилий представительных и исполнительных органов власти, медицинских учреждений и организаций в области охраны здоровья населения района, повышение эффективности системы муниципального здравоохранения.

Накопленный опыт решения вопросов по охране здоровья и развитию системы здравоохранения в рамках федеральных, окружных и муниципальных целевых программ, результаты анализа реализации мероприятий, наличие проблем, негативные тенденции в состоянии общественного здоровья населения района, а также  социально-экономическая и демографическая ситуация в районе подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы в данном направлении.

Последовательное осуществление мероприятий по реализации Программы должно привести к улучшению доступности и повышению качества медицинской помощи населению, укреплению общественного здоровья и развитию системы муниципального здравоохранения на прочной базе первичного медико-санитарного обслуживания жителей района.

         Успешной реализации Программы будет способствовать расширение интеграции и межмуниципального сотрудничества с медицинскими учреждениями и организациями муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 

 

I. Концепция Программы

1.1. Основы Программы

Основу Программы «Развитие здравоохранения Нижневартовского района до 2012 года» составляют:

основные тенденции и закономерности здоровья населения Нижневартовского района (демографическая ситуация, показатели заболеваемости населения и распространенности социально значимых заболеваний, материалы комплексных социально-гигиенических исследований);

сложившиеся социально-экономические условия в районе и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре  и тенденции;

анализ состояния системы здравоохранения района, его отдельных служб (состояние и основные проблемы развития амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, скорой и неотложной медицинской помощи, службы охраны материнства и детства, специализированной медицинской помощи), сложившейся системы финансирования и управления здравоохранением;

оценка опыта развития здравоохранения в районе за предыдущие годы, положительный региональный, отечественный и международный опыт, рекомендации ВОЗ;

обобщенное мнение депутатов Думы Нижневартовского района, муниципальных служащих, медицинских работников о состоянии медицинского обслуживания населения и перспективах дальнейшего развития, экспертные заключения ученых и специалистов.

 

 

1.2. Стратегическая цель и приоритеты социальной политики

органов исполнительной власти муниципального образования в области здравоохранения

 

          Важнейшим моментом современности является потребность в здоровом обществе – здоровом физически и нравственно. Здоровье является не только моральным обязательством, но и основным правом человека.

Стратегической целью политики органов исполнительной власти района в сфере здравоохранения является достижение каждым района уровня здоровья, которое позволит обеспечить качество жизни в совокупности социально-экономических и иных критериев (показателей), отражающих уровень и степень достигнутого благосостояния человека в различных сферах его жизнедеятельности, как основного условия устойчивого социального развития гражданского общества и личности.

          Администрация района обеспечивает организацию системы здравоохранения района и защиту  прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Уставом района.

          Программа развития здравоохранения Нижневартовского района  до 2012 года призвана обеспечить конституционное право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь абсолютно приоритетным, а изменение уровня общественного здоровья признать оценкой успешной деятельности представительных органов и администрации всех уровней муниципальной власти.

Главный врач МУ «ЦРБ МО Нижневартовский район» является ключевым лицом для обеспечения здоровья населения.

Инвестиции в здравоохранение являются обоснованными, эффективность использования инвестиций выражается в социально-экономическом эквиваленте: сокращении заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения района.

        

1.3. Характеристика использования программно-целевого метода для решения сложившихся проблем в здравоохранении района

 

Программа является инструментом реализации эффективных мер по охране и укреплению здоровья населения и развитию муниципальной системы здравоохранения.

Использование программно-целевого метода при решении вопросов улучшения системы здравоохранения позволяет исключить:

разрозненные усилия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и органов исполнительной власти муниципального образования Нижневартовский район, «несистемный» подход к решению стоящих задач в данной области;

недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем здоровья населения;

более высокий уровень общей и младенческой смертности населения района в сравнении со средними показателями по округу;

снижение доступности и качества медицинской помощи населению;

увеличение количества пациентов с выраженными и запущенными формами заболеваний;

дисбаланс между первичным звеном медико-санитарной помощи, вторичным – специализированной медицинской помощи и третичной –  высокотехнологичной  медицинской помощи, что в свою очередь, многократно повысит затраты на оказание медицинской помощи населению;

ухудшение условий труда и снижение уровня профессиональной подготовки медицинских работников.

Программно-целевой метод планирования деятельности системы здравоохранения позволит обеспечить комплексный подход к решению проблем здравоохранения, усилить меры первичной медицинской и социальной профилактики, укрепления здоровья отдельных групп населения (детей, женщин, подростков, коренных малочисленных народов Севера, лиц старших возрастов), проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, содействие популяризации среди населения активного отдыха и массовой физической культуры, рационального питания, активизировать работу по гигиеническому воспитанию населения.

Кроме того, отказ от использования программно-целевого метода отрицательно скажется на системе диспансеризации населения как метода реализации профилактического направления в практике здравоохранения, снизится медицинская, социальная и экономическая эффективность системы здравоохранения.

 

1.4. Приоритетные направления развития  системы здравоохранения          и средства их реализации

 

          В сложившихся условиях с учетом соответствующих положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, разработанной Министерством здравоохранения Российской Федерации и одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1997

№ 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» приоритетными направлениями развития системы здравоохранения Нижневартовского района являются:

          Оптимизация организации медицинской помощи

Ключевым аспектом совершенствования организации оказания медицинской помощи в системе муниципального здравоохранения является укрепление первичного звена здравоохранения, ответственного за предотвращение большинства потерь в здоровье населения.

          Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи на базе муниципального здравоохранения. Оптимизация системы предусматривает перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторно-поликлинический.

          Особая роль отводится развитию института врача общей практики.                                            

В условиях Нижневартовского района предстоит создание модели, когда отделение общей врачебной практики входит в структуру поликлиник районных больниц, тогда как на базе самостоятельных амбулаторий и амбулаторий при участковых больницах должны быть организованы отделения общей врачебной практики (семейной медицины) как отдельные функционирующие подразделения.

          На базе лечебно-профилактических учреждений района должны развиваться консультативно-диагностические службы, отделения дневного пребывания пациентов (дневные стационары), центры амбулаторной хирургии и кабинеты медико-социально-психологической помощи.

          Оптимизация стационарной медицинской помощи по степени интенсивности  оказываемой помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусматривать распределение количества круглосуточных коек в зависимости от степени интенсивности лечебно-диагностического процесса:

          интенсивное лечение - до 20 процентов коек от общего числа;

          длительное лечение больных хроническими заболеваниями - до 20 процентов;

          медико-социальная помощь - 15-20 процентов.

          Необходимо повысить эффективность применения стационарозамещающих технологий (дневные формы  пребывания пациентов в стационарах, организация «стационаров на дому»).

          Принятие действенных мер по развитию службы охраны материнства и  детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию службы планирования семьи и безопасного материнства.

          Укрепление службы скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными и адаптированными к особым климатическим условиям средствами для оказания медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов при угрожающих и опасных для жизни состояниях и заболеваниях.

          Необходимо осуществлять комплексные меры по дальнейшему развитию специализированной медицинской помощи населению по социально значимым заболеваниям (включая сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез, психические заболевания, наркоманию, заболевания, передаваемые половым путем), развитию межрайонных медицинских центров, межмуниципальному сотрудничеству учреждений здравоохранения муниципальных образований: Нижневартовского района, городов Нижневартовск, Мегион, Лангепас, Покачи, Радужный как одной из моделей реорганизации системы предоставления медицинской помощи населению в системе муниципального здравоохранения.

          Особое значение должно уделяться сбалансированности первичной, вторичной (специализированной помощи) и третичной (высокотехнологичной, с применением интенсивных технологий диагностики и лечения) медицинской помощи.

          При сохранении главенствующей роли государственного и муниципального здравоохранения важная роль принадлежит формирующемуся частному сектору. Создание конкурентной среды в здравоохранении за счет функционирования учреждений здравоохранения с различной формой собственности (государственных, муниципальных и частных) является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении.

          Повышению качества медицинской помощи способствовует внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов, профилактики заболеваний, формирование системы контроля качества медицинской и лекарственной помощи (ведомственного и вневедомственного контроля).

          Управление здравоохранением

Развитие здравоохранения тормозится неадекватным управлением на всех его уровнях, в связи с чем успешное реформирование системы зависит от совершенствования всех составляющих сферы управления здравоохранением, а именно формирования политики здравоохранения и программно-целевого подхода к решению стратегических целей и задач (разработка целевых программ), финансированию здравоохранения, эффективному использованию ее кадровых и материальных ресурсов, а также совершенствования системы менеджмента в здравоохранении.

          Следует устранить наиболее общие проблемы управления:

          недооценку в политике и стратегии здравоохранения факторов и условий определяющих здоровье населения;

          развитие стационарной медицинской помощи в ущерб амбулаторно-поликлинической в системе первичной медико-санитарной помощи;

          преобладание лечебной медицины над профилактической, ориентацию медицинской помощи на медикаментозное лечение, приводящее к сверхпотреблению лекарственных средств;

          малоэффективное привлечение ресурсов высших медицинских образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов для решения научно-практических задач в сфере здравоохранения.

          Формирование политики здравоохранения

Основной функцией управления следует считать формирование муниципальной политики в области здравоохранения. На высшем административном уровне представительной и исполнительной власти обеспечить принятие правовых актов по определению стратегии развития здравоохранения и медицинского страхования, исполнению федеральных, областных, окружных целевых программ, разработке нормативно-методической базы муниципального здравоохранения, координации деятельности органов муниципальной власти, медицинских учреждений и организаций по вопросам охраны здоровья населения.

          Разработка целевых программ

Одной из главных задач управления здравоохранением на муниципальном уроне следует считать разработку и реализацию муниципальных целевых и комплексных программ здравоохранения, содержащих показатели объема деятельности.

         

Данная Программа включает гарантии по обеспечению граждан Нижневартовского района бесплатной медицинской помощью.Эффективность реализации Программы оценивается путем мониторинга показателей состояния здоровья, которые должны быть достигнуты в результате совершенствования системы здравоохранения.

          Финансирование здравоохранения

Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость объемов финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг.                                                                                                                                   

          Система финансирования Программы должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.

          В этих целях необходимо обеспечить целевое финансирование приоритетных направлений охраны здоровья населения.

          Развитие системы здравоохранения, ее кадровых и материальных ресурсов

Обеспечить создание инфраструктуры муниципальной системы здравоохранения.

          Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо совершенствовать систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения, в том числе  по специальностям: врач общей практики, клинический фармаколог, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим медицинским образованием, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения.

          Успешное решение задач по развитию здравоохранения невозможно без улучшения подбора, подготовки руководящих кадров, без создания действенного и подготовленного резерва руководителей органов управления и учреждений здравоохранения, организаций обязательного медицинского страхования.

          Развитие материальных ресурсов здравоохранения следует осуществлять исходя из принципа использования технологий социально приемлемых и экономически реальных.

Средства реализации Программы

В качестве основных средств реализации Программы являются:

информатизация здравоохранения, внедрение автоматизированных систем управления – автоматизированное рабочее место врача, медицинской сестры, автоматизированной системы управления лечебно-профилактического учреждения;

система контроля со стороны органов власти и общественных организаций по конкретным утвержденным показателям, характеризующим состояние здоровья населения и деятельность служб здравоохранения;

научное и методическое сопровождение реализации Программы.

 

 

 

 

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения программными методами

 

          В условиях экономических и социальных трансформаций в Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре сформирована адекватная современному этапу развития страны законодательная и материально-техническая база, найдены принципиально новые механизмы и институты осуществления государственной политики в области охраны здоровья населения.

Медико-демографическая ситуация, сложившаяся в Нижневартовском районе в последние годы носит позитивный характер.

          Численность населения Нижневартовского района имеет тенденцию к росту. По прогнозу на начало 2012 года численность населения района составит 35,17 тыс. человек.

          Рождаемость населения Нижневартовского района растёт и достигнет по прогнозу к 2012 году 13,6%, а общая смертность имеет тенденцию к стабилизации, что в итоге характеризует положительный естественный прирост населения района, который к 2012 году может увеличиться до 8%.

          Младенческая и перинатальная смертность как показатели благосостояния народа и качества медицинского обслуживания населения имеют выраженную тенденцию к снижению, а материнская смертность с 2002 года не регистрируется.

          За 1998–2007  годы показатель распространенности заболеваний на 1000 населения Нижневартовского района увеличился с 1059,4 в 1998 году до 1397,0  в 2007 году (в 1,3 раза). В течение всего анализируемого периода, за исключением 2004 года, показатели распространённости заболеваний в районе остаются ниже, чем в целом по ХМАО – Югре, ЯНАО, Тюменской области и России.

          В структуре распространённости заболеваний на долю классов, занимающих первые шесть ранговых мест, приходится 67,2% от числа всех случаев. На первом месте находятся болезни органов дыхания (30%), на втором - болезни органов кровообращения (8%), третье место занимают болезни костно-мышечной системы (7,7%).

          Уровень первичной заболеваемости населения Нижневартовского района снизился с 873,6 в 2003 г


Дата:  09.12.2009
Номер:  111

Возврат к списку